#тридцатка

#тридцатка

199004, 7 линия д. 52, +7 (812) 323-42-53

199406, ул.Шевченко, д. 23-2, +7 (812) 355-88-57

15.06.2020 в 10:00 — Вебинар «Как выпускнику Хогвартса работать с маглами»



Мы нашли 1950 год выпуска!


 Группа выпускников подготовила пакет документов для создания эндаумент-фонда для 30ки. 

Мы входим в топ-50 лучших школ России по конкурентоспособности выпускников и топ-200 лучших школ России по данным агенства RAEX.


Победа на Национальном финале FIRST Russia Open в Перми

В этом году от Губернаторского физико-математического лицея №30 из Санкт-Петербурга на Национальный финал соревнований FIRST Tech Challenge приехало 2 команды: PML30 White Nights и PML30 Rainy Days. Кроме наших команд в турнире приняли участие 6 команд из Румынии и еще 19 команд из 10 регионов России – всего 27 коллективов. Санкт-Петербург кроме нас представляли еще две команды: из Лицея №244 и из Политехнического Университета.

В течение технического дня, 15 февраля, команды приводили своих роботов в рабочее состояние после переезда, проходили технические и программные инспекции, общались с судьями, рассказывая о своих технических решениях и об организации процесса подготовки к соревнованиям. В рамках квалификационных матчей, 16 февраля, каждая команда сыграла по 5 квалификационных матчей. По результатам квалификации PML30 White Nights заняла 9 место, PML30 Rainy Days – 23 место.

Заключительный день, 17 февраля, был посвящен серии финальных матчей. Ранним утром состоялся выбор альянсов, по результатам которого команда PML30 White Nights сформировала альянс с петербургской командой КТМ из Политеха (капитан альянса) и румынской командой AutoVortex. Команда PML30 Rainy Days в серию play-off не попала и отправилась налаживать контакты с командами, обсуждать эффективность применяемых технических решений.

В серию play-off попадают 4 альянса по 3 команды, между командами разыгрываются два полуфинала и финал. Полуфиналы и финалы играются до двух побед. Серия play-off для нашего альянса (КТМ, PML30 White Nights и AutoVortex) оказалась очень напряженной. Первый матч полуфинала, который за нас играли КТМ и AutoVortex, наш альянс проиграл со счетом 192:388. Следующие два полуфинальных матча за наш альянс играли КТМ и PML30 White Nights. В очень эмоциональной борьбе нам удалось одержать две победы: 370:326 и 316:229. То же самое повторилось в финальном матче: после проигранного первого матча 178:315, второй и третий наш альянс выиграл со счетом 498:430 и 329:261 соответственно. Это была эмоционально очень тяжелая борьба.

Кроме победы в игровой части турнира команда PML30 White Nights также завоевала награду Control Award. Такая награда присуждается за высокий уровень реализации системы управления роботом (как в автономном, так и в управляемом режиме). Судьи оценивают использование датчиков и продвинутых алгоритмов. Все решения должны быть подробно описаны как в инженерной книге, так и в отдельной форме, которую команды направляют судьям заранее. Хорошие знания по физике, математике и программированию, а также ответственный подход к оформлению необходимой документации уже не первый раз приводят нашу команду к победе в данной номинации.

Команды PML30 White Nights и PML30 Rainy Days выражают отдельную благодарность Благотворительному фонду Темура Аминджанова и Сергея Вильского «Финист» за поддержку в течение всего процесса подготовки к соревнованиям и предоставление возможности посещать большое количество технических мероприятий в течение сезона. Также мы благодарим компанию PTC за предоставление академической версии CAD системы Creo Parametric, которая активно используется нами для разработки роботов.

Безусловно, еще остались недоделки, есть ошибки, над которыми команды продолжат работать. Следующее ключевое событие сезона – чемпионат BRD FIRST Tech Challenge Romania, который пройдет 23-25 марта в Румынии, г. Бухарест. Пожелаем командам удачи!

#Робототехника

Пятые Инженерные робототехнические соревнования «Полигон ФМЛ30»

В воскресенье, 11 февраля 2018 года на базе Губернаторского физико-математического лицея №30 состоялись Пятые Инженерные робототехнические соревнования «Полигон ФМЛ30». Участники могли выбрать одно из двух направлений: с использованием конструктора Lego Mindstorms или с использованием платформы Arduino. Для того чтобы принять участие, не нужно было тратить время на предварительную сборку роботов – достаточно было принести разобранный комплект оборудования (или такой комплект предоставлялся организаторами), задания оглашались с утра в день соревнований и команды начинали конструировать, собирать и тестировать свои механизмы. Важное условие, которое контролировалось в течение всего соревновательного дня, – ребятам было запрещено общаться со своими тренерами и наставниками, то есть работа была полностью самостоятельной.

В направлении Lego Mindstorms участникам необходимо было собрать колесного робота, способного выполнить ряд этапов на соревновательном полигоне. В этом году этапы были объединены спортивной темой: «стрельба по мишеням», «лыжня», «брусья», «городки», «спуск по канату», «поднятие штанги», «восхождение на пьедестал почета». Робот должен был быть подготовлен к выполнению всех этапов заранее, и после старта участники никак не могли вмешаться в исполнение автономной программы. Также сложности добавляло жесткое и единое для всех ограничение по количеству электронных компонентов робота (моторов и датчиков) – нужно было продумать, каким образом реализовать различные этапы с использованием одного мотора (два остальных использовались для управления движением) и корпуса робота. За каждый этап начислялось определенное количество баллов, пропорциональное сложности задания. За все этапы в сумме можно было заработать 100 баллов. В течение длинного соревновательного дня (с 9 утра до 7 вечера) участникам предоставлялось 2 попытки для демонстрации своих результатов, в общий зачет шла лучшая. В направлении было две возрастные группы, различавшиеся также по используемому базовому оборудованию: в младшей категории – Lego Mindstorms NXT 2.0, в старшей – Lego Mindstorms EV3.

В направлении Arduino участникам предлагалось сконструировать, собрать и продемонстрировать судейской коллегии электронное устройство, выполняющее определенные, описанные в задании, функции. Корпус необходимо было изготовить из предоставленных материалов: картона, бумаги, скрепок, скотча и тп. Вся электроника предоставлялась организаторами. В направлении было две группы: для начинающих ребят – Arduino Start и для более опытных – Arduino Profi. Задания Arduino Start были следующие: домашняя метеостанция, оптический инкрементный энкодер, умные жалюзи и барабанный кодовый замок. В категории Arduino Profi участникам предлагались более сложные задания: кодовый замок с двойной верификацией, телеграфная радиосвязь, инклинометр и часы-будильник. У каждого задания было три уровня сложности, за которые можно было заработать 60, 80 и 100 баллов соответственно. В течение соревновательного дня участники могли продемонстрировать свои результаты судьям два раза, но не более одного задания за один раз. Если за две зачетные попытки команда демонстрировала два разных задания – в общий зачет шла сумма заработанных баллов, если одно и то же задание – в общий зачет шел наибольший балл за данное задание. По мнению организаторов такая системы оценки должна была мотивировать участников расширять свой кругозор, знакомясь с новыми для многих типами электронных датчиков. Выполнить два задания на меньший уровень сложности (60 + 60 = 120 баллов) оказывалось выгоднее, чем на полный балл за две попытки выполнить одно задание (100 баллов). Оценка выполненного задания каждой команды осуществлялось двум судьями, баллы которых усреднялись.

Всего на соревнования приехали более 70 команд из более чем 30 организаций Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Наиболее популярными категориями оказались Lego Mindstorms Старшая (EV3) – 26 команд и Arduino Start – 22 команды. Очень радует, что с каждым годом организаций, тренеров и участников становится больше. Так, соревнования представляют собой не только место, где дети соревнуются между собой, но и площадку для обмена опытом, как между ребятами, так и между тренерами и преподавателями. Также стоит отметить высокий уровень результативности команд. Ненулевые результаты по категориям показали:

  • Lego Mindstorms Младшая (NXT 2.0) – 12 из 14 команд,
  • Lego Mindstorms Старшая (EV3) – 21 из 26 команд,
  • Arduino Start – 19 из 22 команд,
  • Arduino Profi – 9 из 9 команд.

Видно, что более 85% участников успешно продемонстрировали свою готовность решать инженерные задачи самостоятельно, без помощи тренера или наставника. У победителей максимальные баллы выглядят следующим образом:

  • Lego Mindstorms Младшая (NXT 2.0) – 26 из 100 баллов,
  • Lego Mindstorms Старшая (EV3) – 44 из 100 баллов,
  • Arduino Start – 122 из 200 баллов,
  • Arduino Profi – 185 из 200 баллов.

Это говорит о том, что задания категорий Arduino оказались вполне посильными для ребят, возможно, командам чуть-чуть не хватило времени, чтобы набрать максимальный балл.

В категориях Lego задания оказались сложными для участников. Предположительно это вызвано двумя причинами:

  • современные учебные программы Lego содержат набор типовых узких задач, шаг в сторону участникам сделать очень сложно, даже если для этого не требуется новых навыков и знаний,
  • большой упор в образовательном направлении Lego делается на алгоритмы и программирование, гораздо меньше внимания уделяется механике и прочности конструкций.

Итоговые результаты соревнований размещены на портале Робофинист:

https://robofinist.ru/event/info/results/id/179 

Фотографии с мероприятия можно найти в группе Робототехнического Инженерного Центра ФМЛ №30:

https://vk.com/album-52377815_251586727 

https://vk.com/album-52377815_251587024 

Организация данных соревнований каждый год возможна благодаря плодотворному сотрудничеству Губернаторского ФМЛ №30 и благотворительного фонда Темура Аминджанова и Сергея Вильского «Финист». С нетерпением ждем еще большее количество участников на наших следующих соревнованиях, которые традиционно состоятся в начале февраля 2019 года.

#Робототехника

Группа робототехников посетила производство беспилотников Орлан

30 января 2018 года у группы Arduino состоялось выездное занятие-экскурсия на заводе «Энергия». Четырнадцать робототехников и их руководитель изучили все стадии производства и проектирования беспилотных летательных аппаратов самолетного типа Орлан-10 и задали их создателям множество вопросов.

БПЛА Орлан-10 напоминают чуть увеличенные модели из Дома Пионеров. Однако, при ближайшем знакомстве вызывают уважение: автономный полет более 10 часов, высота полета до 6000 м, возможность удаленного управления с расстояния в сотни километров, крейсерская скорость 120 км/ч. И это мы не говорим еще о всевозможной хитрой начинке: от умнейшего автопилота и скоростной передачи данных до всевозможных модульных нагрузок целевого назначения.

Ребята пожирали самолет глазами, и не удивительно – с одной стороны перед ними современная техника, выполняющая множество сложнейших задач и составляющая уверенную конкуренцию зарубежным аналогам, с другой – все этапы производства кажутся им смутно знакомыми, особенно учащимся второго года. Спроектировать корпус в 3D программе и рассчитать его прочностные характеристики? Позвольте, и мы такое делали. Разрезать по чертежам на лазерном резаке стеклоткань? Сумеем. Протестировать двигатель, поставить на него датчик числа оборотов, электронное управление газом? С ДВС пока не работали, но с электрическими двигателями аналогичные задачи всплывали не раз. Автопилот, радиосвязь? Вот она знакомая электроника, в нее хочется залезть поглубже, выспросить у конструкторов все что можно и нельзя.

Вопросы, вопросы, вопросам нет конца. «А почему не дизельный двигатель?» «А как его запускают?» (из большой катапульты) «А как он приземляется?» (на парашюте). К сожалению, завод заканчивает работать рано, а уроки заканчиваются поздно, и вот уже пора прощаться. Точнее говорить «до свидания», ведь мы обязательно поедем на открытые пуски на аэродром весной и придем на экскурсию другими группами робототехников!

#Робототехника

Команда PML30 White Nights победила на фестивале «РобоФест - Нижний Новгород»

18 января 2018 года в Нижнем Новгороде в ДК ГАЗ состоялся V региональный робототехнический фестиваль «РобоФест - Нижний Новгород», в рамках которого прошли соревнования категории FIRST Tech Challenge. В данной категории приняли участие команды из Нижнего Новгорода, Москвы и Санкт-Петербурга. ФМЛ №30 представляли две команды. Одной из них – PML30 White Nights – удалось уверенно занять первую строчку в рейтинге после квалификационных матчей, выиграв 5 игр из 5. В серии play-off ребята сформировали альянс с нижегородской командой и выиграли две финальные игры со счетом 292:106 и 192:76. Кроме игр в рамках соревнований прошла оценка инженерных книг, которые команды формируют в течение всего времени подготовки, а также собеседования команд с судейской бригадой. Вторую нашу команду – PML30 Rainy Days – в очередной раз подвело качество исполнения отдельных узлов робота. В серию play-off им выйти не удалось. Будем надеяться, что анализ своих недостатков, общение с соперниками и нацеленность на результат поможет им добиться лучших результатов в будущем.

По результатам насыщенного дня состязаний учащиеся ФМЛ №30 увезли домой 2 кубка: Капитана Альянса-Победителя (Winner Alliance Award) и Гран-При соревнований (Inspire Award). Поздравляем победителей и желаем командам успеть устранить все обнаруженные недостатки до 15 февраля, когда начнется ключевое событие сезона FIRST Tech Challenge 2017-2018 в России – национальный финал FIRST Russia Open в г. Пермь.

#Главная#Робототехника

1 место в хакатоне «Лунная одиссея», организованном ГК «Роскосмос»

Вспоминаем как это было. 15 ноября 2017 года учащиеся Губернаторского ФМЛ №30 приняли участие в хакатоне «Лунная одиссея», который проходил на базе Университета ГУАП. Основной целью хакатона было представление нового образовательного набора для учащихся 5-6 классов. Образовательный набор «Лунная одиссея» идейно основан на Лунной программе России, которая предусматривает запуск в 2019-2024 годах к Луне пяти автоматических станций. Данный набор является образовательным робототехническим пособием про покорение космоса, целями которого являются: познакомить учащихся с теоретическими основами современной космонавтики, мотивировать учеников на саморазвитие в рамках данной области и повысить престиж инженерных профессий. Данный набор включает в себя учебно-методические материалы, рассчитанные на целый учебный год. «Миссии», включенные в учебно-методический комплект повторяют реальный план лунной программы, как например, подготовку и запуск ракеты-носителя, вывод пилотируемого корабля на орбиту Земли, стыковку, создание станции, исследование поверхности и многое другое. Обо всем этом учащимся рассказали на небольшой презентации, после чего им дали возможность самим попробовать сконструировать робота Лунохода и запрограммировать его на выполнение определенного задания. В результате соревнований по итогам хакатона, двое наших учащихся заняли 1 место и были награждены комплектом космического питания и часами от «Роскосмос». Поздравляем ребят и желаем им дальнейших успехов!

#Робототехника

Спецприз жюри на первенстве по робототехнике «Крок. Робот для жизни» в Москве

Вспоминаем как это было. 3 декабря 2017 года в Москве состоялось традиционное первенство по робототехнике «Крок. Робот для жизни». Учащиеся нашего робототехнического центра не менее традиционно приняли участие в категории Робопрофи и впервые поучаствовали в категории Робоэтюд. Обе категории подразумевают создание автономного робота, выполняющего определенные задачи, с нуля, прямо в день проведения состязания. Сами задачи держаться в секрете до начала конкурса. Разница состоит лишь в том, что в категории Робоэтюд задания связаны со стандартными вопросами курса Лего (движении по линии, распознавание перекрестков, работа с объектами) и большинство команд решают задачу именно на платформе Лего (хотя организаторами выбор платформы и не ограничен). В категории Робопрофи задачи носят более электронный характер и платформа жестко зафиксирована: Arduino Uno.

Команда «Мони» и команда «12» завоевали право представлять наш робототехнический центр в категории Робопрофи, пройдя непростой отбор по итогам тренировочного хакатона и суммарных баллов за теоретические тесты. В течение двух недель перед поездкой команды тренировались по усиленной программе, выполняя задания прошлых лет по 5 часов два раза в неделю. Они собирали определитель цветов, строили граммофон, осваивали самостоятельный поиск библиотек и работу с ними, укрощали светодиодную матрицу, делали умные двигатели и тренировались делать все корпуса эстетичными, функциональными и прочными.

Прибыв ранним воскресным поездом в Москву, питерские робототехники кинулись в бой. Темой этого года оказались «Игровые автоматы». В категории Робопрофи участникам предлагалось собрать на выбор игровой автомат для одномерного морского боя, трехмерный автомат для вытаскивания игрушек из ямы, автомат для рыбалки и автомат для двумерного перемещения крюка. Команда «12» сосредоточилась на «Морском бое», а команда «Мони» выбрала задание «Моя прелесть», про рыбалку, а точнее отъем кольца всевластия у дремлющей, но очень хищной рыбки. Обе команды выполнили задание, выбранного уровня сложности, до конца и в полном объеме. К сожалению, корпус устройства команды «12» оказался менее эстетичен и удобен, чем у их соперников. Корпус-рыбка команды «Мони», напротив, привел жюри в полный восторг. К сожалению, из-за нелепейшей ошибки в подключении проводов сервомотора, функционально рыбка уступила своим конкурентам. По итогам соревнований команда «Мони» оказалась отмечена специальным призом жюри.

Команде "АсЛу", выступавшей в категории Робоэтюд, предстояло расшифровать штрих-код из комбинации чёрных и белых линий, чтобы узнать, с каких полок стеллажа нужно сбить грузы. Участники команды смогли собрать робота для выполнения данного задания, но с написанием программы всё шло гораздо хуже. Выбрав путь написания целой программы для выполнения всей задачи вместо поэтапного тестирования отдельных элементов, ребята обрекли себя на поражение. К сожалению, из-за неверно выбранной стратегии наша команда так и не смогла показать достойный результат.

В течение соревнований руководители команд, лишенные возможности помочь или деятельно попереживать за своих подопечных, посетили интереснейший семинар по проектной деятельности учащихся на примере олимпиады НТИ.

На итоговом разборе впечатлений и ошибок ребята выразили горячее желание принимать дальнейшее участие в различных соревнованиях и совершенствовать свой уровень. Будем следить за развитием командных, соревновательных и профессиональных навыков ребят и пожелаем им успехов!

#Робототехника

Ученики ФМЛ №30 приняли участие в финале "Турнира двух столиц"

16-17 декабря 2017 года учащиеся Губернаторского ФМЛ №30 приняли участие в финале осеннего «Турнира двух столиц». Кроме личного зачета ребята также выступили в составе сборной Санкт-Петербурга.

Финал соревнований «Турнир двух столиц» прошел в Университете ИТМО. В соревнованиях приняли участие 21 команда из Санкт-Петербурга и 21 команда из Москвы. Главная цель финала – определить, команды какого города успешнее справятся с финальным пятым заданием. Учащиеся Инженерного Робототехнического центра ФМЛ №30 участвовали в категории «Царь горы». Ключевая задача «Царя горы» – удержание позиции на возвышении в течение пяти минут. К сожалению, в личном зачете ребятам не удалось занять призовых мест. Но зато в пятом финальном задании они сумели проявить себя и заработать для сборной заветные баллы. В этом году удача оказалась на стороне упорных школьников из Москвы и они увезли с собой кубок победителя «Турнира двух столиц». Следующий турнир состоится весной.

#Робототехника

В ФМЛ №30 прошел Санкт-Петербургский этап "Турнира двух столиц"

26 ноября 2017 года, при поддержке Университета ИТМО, на площадке Губернаторского ФМЛ №30 прошёл региональный отборочный этап робототехнических соревнований «Турнир двух столиц». Наши ребята стали призерами в категории «Царь Горы».

Более 100 команд пришли в воскресенье, 26 ноября 2017 года на площадку ФМЛ №30 для участия в Санкт-Петербургском этапе Всероссийских соревнований «Турнир двух столиц». Участники в возрасте от 10 до 18 лет состязались по четырём регламентам: «Царь горы», «Качели», «Мосты» и «Гонки». В финал вышли 20 команд: по пять – от каждой категории.

Воспитанники Инженерного робототехнического центра ФМЛ №30 приняли участие в двух направлениях: «Царь горы» - битва роботов за покорение вершины и «Качели» - сбор грузов с полок стеллажей на время. Ключевая задача «Царя горы» – удержание позиции на возвышении в течение пяти минут. В «Качелях» два робота сообща собирают банки, расположенные на двухэтажных стеллажах, для перемещения на свою половину весов. Для того, чтобы добраться до второго яруса роботы вынуждены использовать балансирующие качели. Во всех категориях роботы двигаются автономно – без какого-либо участия своих создателей.

По результатам соревнований команда ребят первого года обучения «C-3PO» благодаря хорошо спланированной тактике вошли в пятерку лучших в категории «Царь горы». Поздравляем юных призёров с заслуженной наградой! Желаем плодотворно подготовиться к финалу турнира, который пройдет в середине декабря.

#Робототехника

Наши на "Робосибе" в Иркутске

В Иркутске прошел Фестиваль Робосиб_5.0 – самые крупные робототехнические соревнования в Сибири. В этом году в нём приняло участие почти 200 команд. Ученики нашего робототехнического центра приняли участие в направлении First Tech Challenge. Помимо двух команд из ФМЛ №30 ("PML 30 White Nights" и "PML 30 Rainy Days") в категории состязались еще 13 команд из Иркутска, Красноярска и Братска. Соревнования проходили 2 дня: первый день включал в себя тренировочные матчи, технические осмотры и защиты инженерных книг, на следующий день были квалификационные и финальные матчи. 

Команда "PML 30 White Nights", продемонстрировав технические достижения своего робота в купе с достойной игровой подготовкой, не проиграла ни одного квалификационного матча и обеспечила себе роль капитана альянса вместе с первым местом в рейтинге. В связи с техническими проблемами, команда "PML 30 Rainy Days" показать такой же высокий результат не смогла, но, благодаря грамотному взаимодействию с другими командами, также обеспечила себе место в серии play-off. В полуфинале команды оказались на поле друг против друга, более сильным оказался альянс под руководством "PML 30 White Nights". Одержав в финальном матче психологически нелегкую победу 2:1, по результатам соревнований команда "PML 30 White Nights" завоевала награду капитана альянса победителя. 

Это были первые крупные соревнования для наших команд в текущем сезоне. Несмотря на неплохие результаты, участникам пришлось столкнуться с рядом технических проблем. Однако это только сплотило команды и указало направления дальнейшего совершенствования конструкций роботов. Узнав новые идеи от других команд, и выявив определенные недочёты в своей работе, ребята готовы трудиться дальше.

#Главная#Робототехника

Хакатон по направлению Arduino

Вспоминаем как это было. В первый день после каникул, 7 ноября, в робототехническом инженерном центре ФМЛ № 30 состоялся первый хакатон по направлению Ардуино в этом сезоне. Несмотря на то, что соревнования носили внутренний и тренировочный характер, они могли бы посоперничать со многими по наплыву участников: 17 команд посвятили 5 часов непрерывной работы решению творческих задач. 

Участникам было предложено создать одно из четырех умных устройств на выбор: кулер, пост ДПС, тренажер для памяти или замок. Умный кулер должен был быть оснащен собственноручно изготовленым датчиком давления и сигнализировать о низком уровне воды и необходимости скорейшей замены бутыли. Автоматизированный пост ДПС должен был самостоятельно определять нарушителей скоростного режима и оповещать о них дежурного. Тренажер памяти позволял играть в игру "запомни и повтори последовательность", постепенно увеличивая сложность и количество элементов последовательности. Умный замок позволял запирать не очень ценные вещи с помощью ключа-штрихкода. 

Дополнительная сложность заданий состояла в том, что каждое устройство должно было иметь прочный и функциональный корпус, изготовленный самими участниками, надежное закрепление электронных компонентов и привлекательный внешний вид. Помимо этого многим "волкам-одиночкам" впервые пришлось осваивать командную работу, решать вопросы разделения и делегирования обязанностей, распределять свое время. 

Можно сказать, что ребята продемонстрировали достойный уровень подготовки: 11 команд из 17 справились с выбранным заданием, а победители успели за отведенное время выполнить целиком целых два проекта из предложенных. Мы поздравляем команду победителей "12" ( Бабенко Александр, Гибизов Георгий) и команды призеров: "Без названия" (Сачук Александр), "Мони"(Федотова Софья, Виноградов Матвей), "Тупой угол" (Фалитнов Леонид, Воробьев Роман). 

Команды "12" и "Мони" так же, по совокупности заслуг за хакатон и тесты в течение учебного процесса, завоевали право представлять направление Ардуино Инженерного робототехнического центра ФМЛ №30 на выездных соревнованиях "Крок. Робот для жизни" в Москве, 3 декабря.

Все фотографии по ссылке: https://vk.com/album-52377815_249582105

#Главная#Робототехника